«Все для людей – девиз южнокорейской сферы обслуживания»
Мои знакомые часто спрашивали меня про Южную Корею и мои впечатления от пребывания в ее столице, и как-то попросили меня охарактеризовать эти впечатления в трех словах. Я сперва растерялась. Разве уместишь все то, что я теперь уже знаю, и что еще мне предстоит узнать про Корею в трех словах? Но позже, немного подумав, мне пришли в голову нужные три слова: «Все для людей».
Итак, в одни из самых первых дней, у меня была возможность ознакомиться с облуживанием в корейских банках. Мне нужно было открыть счет, и оформить банковскую карточку. Все эти процедуры, вплоть до выдачи мне именной банковской карточки мне оформили без преувеличений за 10 минут! Я была поражена оперативностью и, соответственно, профессионализмом организации обслуживания клиентов банка. В корейских банках есть специальные системы упорядочивания очереди клиентов. Первым делом, когда приходишь в банк, нужно подойти к специальному автомату, нажать кнопку и получить только что распечатанный бумажный чек с твоим номером в очереди. Дальше необходимо дождаться специального звукового сигнала, и у освободившегося работника загорится табличка с номером человека, следующего в очереди.
Таким образом оптимизируется не только время, но и нервные клетки клиентов, что весьма благотворно влияет на репутацию корейских банков. Подобные автоматизированные системы упорядочивания очереди можно встретить и в иммиграционном офисе, где мы, как иностранцы, должны были встать на учет. Однако же в иммиграционном офисе, у подобного автомата есть несколько кнопок. В зависимости от цели визита – то ли оформление удостоверения иностранца, то ли внесение изменений в регистрационные данные, то ли получение уже готовых документов, – вы должны нажать соответствующую кнопку, и автомат отреагирует тем, что распечатает вам чек с нужным номером. Быстрота потока просто поражает – за 40 минут имиграционный офис может обслужить порядка двух десятков людей, в зависимости от того, что их привело.
У иностранных туристов, побывавших в Южной Корее, остаются несомненно хорошие впечатления от корейского сервиса. Речь идет, как и о торговых центрах, так и о небольших магазинчиках и супермаркетах, как о приличных ресторанах, что само собой разумеется, так и об обычных корейских «забегаловках». Шоппинг, заведения общественного питания – эти сферы подвержены сумасшедше большой конкуренции в городе-мегаполисе Сеуле, где потребитель достаточно разбалован. Первое, что вы услышите, зайдя в магазинчик или кафе, это протяжное и учтивое «Оосо осэйооо!» (어서 오세요 - добро пожаловать). Такова культура корейского сервиса. И, в любом заведении с корейской кухней (и даже во многих «итальянских» заведениях), вы не успеете выбрать и заказать еду, как на столе уже стоят «панчаны» (반찬 – легкие салаты-закуски, прилагающиеся к еде бесплатно, и конечно же, как правило, острые, как-то: кимчхи, редька, «пиклс» – замаринованные огурцы, которые совсем не соленые, и прочие, трудно поддаваемые описанию «панчаны»). Остается только поражаться быстроте корейского обслуживания. Еще один плюс «панчанов», это то, что когда они заканчиваются, их можно попросить еще, а в некоторых заведениях, как в буфете, можно доложить самому, сколько требуется.
В некоторых торговых центрах настолько велика конкуренция, что вас ни за что не оставят без внимания. Например, торговый центр электроники Techno Mart, который выглядит как гипермаркет, на каждом этаже которого – разная по предназначению техника. Посетив это место, вы прочувствуете на себе смысл фразы «не давать прохода», с момента вашего появления в ТЦ и до самого ухода. Вы обязательно услышите призывающие возгласы обслуживающего персонала, предлагающие такие электронные блага, которые можно приобрести только у них: «Сонним! Сонним!» (손님 – гость, посетитель в уважительной форме, в русской речи аналога не существует, но возможно это звучало бы, как «господин посетитель!»). Такая же ситуация и с огромными торговыми центрами одежды на Дондемуне (동대문), знаменитом шоппинг-районом. Здания ТЦ насчитывают свыше 10 этажей, в одном месте сосредоточены три таких торговых центра – Migliore, Doota и APM. Масштабы ажиотажа просто неоценимы!
Также в Корее очень популярен интернет-шоппинг и ТВ-шоппинг. Говорят, что ТВ-шоппингом пользуются либо аджумашки – пожилые, но очень живенькие бабушки, либо ленивые люди. Как это удобно, лежа на диване перед телевизором покупать себе необходимые вещи. Все, что надо – это набрать нужный номер, заказать одежду, указав размер, цвет и адрес. Кстати, в Корее с разнообразием размеров очень плохо – как правило, вся одежда отшивается одних размеров, а даже если не так, то корейский экстра-большой размер XL подобен нашему M – среднему размеру, поэтому для иностранцев и иностранок, особенно из европейских стран и Америки, найти подходящую для себя одежду и обувь – подчас задача не из легких. Особо высоким и крупным иностранным гражданам приходится ездить в специальные шоппинг-места для иностранцев. В любом случае, используя ТВ-шоппинг, в случае, если размер приобретенного товара вам не подошел, всегда возможен возврат или обмен. Очень удобным является интернет-шоппинг. Покупая технику, одежду, подарок другу, велосипед, все это можно заказать через интернет – по ценам получается дешевле, доставка бесплатная и вдобавок, «собисыро»(서비스로) - как сервис, вам в придачу пришлют небольшие подарки или дополнения к уже приобретенной вещи. Например, если это – фотокамера, к ней могут прислать штатив, или кейс.
В Южной Корее поражает уровень автоматизации. Кажется, это – электронный автоматизированный мир, где все продумано до самых мелочей, и все сделано для людей – с ориентацией на потребителя. Перейдем от сферы торговли к непроизводственной части сферы обслуживания, а именно – пассажирский транспорт. В Сеуле очень налажена система городского транспорта, в частности метрополитена. Что ни говори, сеульский метрополитен – чистый, быстрый, безопасный, комфортный и красивый. Сама система метрополитена весьма сложна и загружена, даже некоторые местные корейцы признаются, что не слишком уж разбираются в ней.
Карта сеульского метро насчитывает 14 «веток», каждая из которых имеет свой номер и цвет, и, только подумать, 436 станций! Сеульская подземка обслуживается тремя компаниями – Корпорацией метро Сеула (1-4 линии), Корпорацией общественного транспорта Сеула (SMRT, 5-8 линии) и компанией Korail – железная дорога Кореи. Сеульский метрополитен третий в мире по годовому пассажиропотоку после Токийского и Московского метрополитенов по состоянию на 2008 год. При этом линия 5 сеульского метрополитена является самой длинной, полностью подземной линией в мире – ее длина составляет 47,6 км.
Вагоны метро оснащены кондиционерами, которые начинают функционировать в жаркую пору, а некоторые линии могут похвастаться подогревом сидений – в зимнюю пору года. Удобство пользования сеульским метрополитеном состоит еще и в том, что названия всех станций продублированы на английском языке, и каждая станция, каждый вагон и даже каждая дверь в вагоне имеют свой номер. Например, садясь в вагон метро, ты можешь сказать другу: «Я сел в поезд 5212, буду на станции 236 по зеленой линии через 20 минут, дверь номер 1-6». И друг тебя обязательно встретит через 30 минут у него дома, потому что разбираться в этом будет просто сложно!
Конечно, на самом деле многие иностранцы методом проб и ошибок, а также по мере изучения корейского языка, настолько освоились в системе сеульского метро, что разбираются подчас лучше, чем местные жители. Сколько раз было случаев, когда ко мне подходили в метро аджумашки и спрашивали дорогу.
Однажды, спустя немного времени после моего приезда в Корею, ко мне подошла аджумашка и спросила, как ей проехать до определенной станции. Самое обидное тогда было то, что я знала ответ, но из-за нехватки языковых навыков не могла ей ничем помочь. Я напряженно думала, перебирая в голове только что выученные корейские слова, и решала про себя, стоит ли попробовать объяснить путь на моем ломанном корейском языке, или все-таки сказать, что я не знаю? И вот, когда я уже собралась сказать, что я, увы, не знаю: «чаль моргэссымнида» (잘 모르겠습니다), я по ошибке сказала: «чаль моггэссымнида», что означает: «приятного аппетита!» (잘 먹겠습니다). Аджумашка тогда очень удивилась, подумала немного и сказала: «미안해요. 한국 사람인 줄 알았어요» (Извините, я думала вы – кореянка – «хангук сарам»). Тогда я поняла, какую я допустила ошибку, и стало одновременно стыдно за свой корейский язык, и так смешно, что остаток пути я ехала в метро не в силах сдержать улыбки.
Система оплаты проезда в метро также автоматизирована. На каждой станции стоят автоматы, как правило, трех типов. Первый предназначен для покупки единоразового проездного билета – обычно таким способом пользуются иностранные туристы, которые приехали в Сеул ненадолго и не нуждаются в покупке постоянной проездной карточки. Стоимость проезда в чертах города (а метро охватывает еще и пригороды Сеула, при чем достаточно отдаленные), стоит 1000 вон, что составляет приблизительно 1 доллар. Но, используя одноразовые проездные карточки, вы должны внести в автомат 1500 вон, т.к. сама карточка стоит 500 вон. Второй тип автомата предназначен как раз для возврата этих 500 вон, называемых залогом. Нужно внести карточку в автомат, после чего он выдаст эту самую монетку в 500 вон. Также стоит автомат пополнения карточек, использующих систему электронного рассчета T-Money.
Подобные проездные карточки могут иметь не только карточный вид, а также вид брелка для мобильного телефона. Удобно то, что T-Money можно использовать также при оплате за проезд в автобусах, в том числе пригородных, и даже в общежитии, где я живу, за пользование принтером можно расплатиться, используя карточку T-Money. Во время ожидания поезда на платформе, можно проверить с помощью специального небольшого монитора, закрепленного над платформой, подъезжает ли поезд к вашей станции. Как правило, на экране отображаются предыдущие две станции и постепенно приближающийся к вашей станции поезд. Так, можно рассчитать время прибытия поезда на платформу, потому что, как правило, расстояние между двумя станциями измеряется отрезком времени в 2 минуты.
Перемещаясь по Сеулу, иногда приходится проезжать по 20 и свыше того станций и при этом еще приходится пересаживаться на другу линию, и снова ехать, чтобы добраться до нужного места. Первое время было сложно привыкнуть к самому осознанию этого, но учитывая то, что 20 станций – это 40 минут, что довольно-таки быстро для такого количества станций, то в принципе можно и не заметить этого времени. Особенно если следовать примеру местных корейцев. Как правило, в метро они коротают время переезда тем, что слушают музыку, читают книги и газеты, и даже смотрят свои любимые знаменитые на весь мир корейские драмы, и корейские популярные шоу-программы юмористического характера, используя смарт-фоны и I-Padы, иногда нетбуки. «Вот до чего техника дошла!»
Некоторые станции сеульского метрополитена оснащены электронными картами окрестности, которые имеют большой сенсорный экран. Можно приближать объекты на карте, двигать карту во все стороны, просматривая свой путь до пункта назначения. Также каждая станция сеульского метрополитена может похвастаться в наличии чистых общественных туалетов, и конечно же бесплатных. В них всегда есть мыльные средства, и туалетная бумага. Туалеты регулярно убираются, и зачастую их помещения украшены цветами, а также другими декорациями.
В Южной Корее также все продумано для людей с ограниченными физическими возможностями. В метрополитене существуют отдельные лифты для инвалидов, специальные спуски, телефонные автоматы, расположенные низко – под уровень инвалидной коляски, специальные туалеты для инвалидов. На территории университета, во всех зданиях продумано все, чтобы они могли перемещаться, свободно заезжая в любые здания. Первое время меня поражало, насколько часто можно увидеть на улице людей, не имеющих возможность передвигаться без инвалидной коляски. Тогда мне показалось, что по сравнению с Украиной в Корее попросту больше инвалидов, и мне, как наблюдателю, как «засланному казачку» из Украины стало любопытно – какова причина этому? Почему в Корее так много инвалидов? Возможно вопрос поставлен некорректно, и я допускаю, что этому явлению есть историческое или, в общем, научное объяснение. Но один ответ, который я услышала от своего знакомого этнического корейца, прожившего здесь 4 года, я запомнила очень хорошо. Он сказал: «Просто тут у них есть возможность выходить на улицу и свободно перемещаться». Здесь я не могу не гордиться южной частью своей этнической Родины.
Итак, все для людей. Вы спросите, а как же братья наши меньшие? Не знаю, как на счет дикой природы, и животноводства в сельском хозяйстве, но домашние питомцы здесь поживают отлично – жизнь в малине, как говорится. Вообще в Сеуле увидеть кого-то, выгуливающего собаку, особенно больших или даже средних размеров – практически невозможно, потому что здесь, если и приобретают питомцев, то очень маленьких и дорогих «карманных» собачек, иногда кошечек. И ухаживают за ними, не меньше, чем за собой – покупая в специальных магазинах не только разнообразный корм для питомца, но и оригинальные поводки, ошейники, аксессуары, вроде приколочек и браслетиков с кулончиками, красивое мыло для питомца, игрушки, домики и даже одежду, которая стоит на уровне с обычной человеческой одеждой. Хотя все это удовольствие – опять-таки для людей. Вот такая она – Южная Корея – страна контрастов.