2014 год был еще одним захватывающим годом для корейского кинематографа. Количество зрителей превысило 100 миллионов третий год подряд, и начало этому положил успех морской киноэпопеи «Ревущие течения», которая побила все мыслимые рекорды и стала самым успешным фильмом за все время местных кассовых сборов.
Все же доля местного рынка снизилась до 48,9% по сравнению с прошлогодними 58%, что показывает успешный год для голливудских фильмов, включая беспрецедентный успех диснеевского мультфильма «Холодное сердце» и фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар», которые вместе собрали более 10 миллионов проданных билетов.
Все же этот год увидел премьеры ряда успешных корейских фильмов, хотя я бы поспорил, что коммерческие фильмы в целом были слабее по сравнению с прошлым годом. Но независимый корейский кинематограф, в особенности документальные фильмы, переживает особый многообещающий период, что наглядно демонстрируют топ 10 фильмов, которые я выбрал из новинок 2014 года.
1. «Девушка у моей двери» \A Girl At My Door\
Хотя этот фильм не пользовался успехом у зрителей, и не все критики однозначно восприняли его, он демонстрирует самое лучшее, что может предложить современный корейский кинематограф. Режиссер Джули Джун \July Jung\. Ее дебютный фильм повествует об офицере полиции в исполнении потрясающей Пэ Ду На \Bae Doo-na\. Она переселяется в отдаленный рыболовный городок, чтобы занять пост нового главы полиции и становится подругой неблагополучной девушке по имени До Хи \Do-hee\ (в исполнении Ким Сэ Рон \Kim Sae-ron\), которая терпит жестокое обращение со стороны отчима. Спродюсированный известным мастером авторского кино Ли Чанг Дон \Lee Chang-dong\, фильм демонстрирует его страсть к увлекательной социальной критике, но деликатный черный юмор в фильме и фокус на женских взаимоотношениях отличает этот фильм от его других работ.
2. «Сон о железе» \A Dream of Iron\
Это был золотой год документалистики, не меньший по сравнению с успехом фильма «Моя любовь, не переплывай эту реку» \"My Love, Don't Cross That River»\, но «Сон о железе» превзошел всех. Посвятив фильм металлургической промышленности и кораблестроению в Корее в 1960х годах и до наших дней, Келвин Кюн Кун Пак /Kelvin Kyung Kun Park/ представил завороженный и одухотворенный взгляд на промышленность через экстраординарную кинематографию в сочетании с богатым и гипнотизирующим саундтреком.
3. «Маншин: Десять тысяч духов» \Manshin: Ten Thousand Spirits\
Затрагивая тему шаманизма в очень доступной и познавательной форме, этот документальный фильм повествует о жизни Ким Кым Хва \Kim Keum-hwa\, самой знаменитой шаманки современности. Режиссер Пак Чан Кён \Park Chan-kyong\, брат Пак Чан Вука \Park Chan-wook\, сочетает документальный формат с восстановленными сценами ее ранних лет жизни в исполнении Ким Сэ Рон \Kim Sae-ron\, Рю Хюн Гюн \Ryu Hyun-kyung\ и Мун Со Ри \Moon So-ri\, и мастерски вплетает это в историческую и культурную конструкцию.
4. «Хэму» \Haemoo\
Появившийся на экранах спустя некоторое время после выхода «Ревущих течений», "Хэму" (режиссер Шим Сон Бо \Shim Sung-bo\), к сожалению, пытался найти своего зрителя, но он намного превзошел морскую киноэпопею Ким Хан Мина \Kim Han-min\. Со-сценарист и продюсер фильма Пон Жун Хо \Bong Joon ho\, который сотрудничал с Шим в производстве фильма "Воспоминания об убийстве" (2003). Данный фильм является самым успешным коммерческим фильмом года, благодаря его впечатляющей мизансцене, освещению и использованию режиссером ограниченного пространства рыболовецкого судна, на котором, согласно правдивой истории, капитан и его команда тайно перевезли 25 нелегальных корейско-китайских иммигрантов.
5. «Трудный день» \A Hard Day\
Боевики могут часто исчерпать себя, но фильм «Трудный день» захватывает от начала до конца. Остроумный и социально направленный киносценарий Ким Сон Хун \Kim Seong-hun\ о детективе в исполнении Ли Сон Гюна \Lee Sun-kyun\, который вырыл себе яму после убийства и столкнулся в процессе расследования происшествия с такими явлениями, как коррупция, был хорошо принят и в Корее и за рубежом.
6. «Бесперспективные вещи» \Futureless Things\
Одной из привлекательных особенностей корейского кино, особенно низкобюджетного, является то, как они передают на экране различные сферы
общества и культуры. Этот мало популярный фильм является очаровательным
примером того, на что способна независимая киноиндустрия.
Очаровывающее повествование Ким Кён Мука \Kim Kyung-mook\ происходит в круглосуточном минимаркете, рисуя портрет людей современного корейского общества.
7. «Признание» \Confession\
Это впечатляющий дебют Ли До Юна \Lee Do-yun\ добавляет стилистическое сияние к обычной истории о дружбе, в которой неудачно подстроенный грабеж привел к смерти владельца галереи казино, что поставило под угрозу отношения между тремя близкими друзьями. Фильм визуально яркий с характерной игрой ведущих кинозвезд Чи Сона \Ji Sung\, Чу Чжи Хуна \Ju Ji-hoon\ и Ли Кван Су \Lee Kwang-soo\.
8. «Холм свободы» \Hill of Freedom\
Искренняя критика Хон Сан Су \Hong Sang-soo\ заключается в том, что он стал
однообразным, и таким образом его сильнейшая работа появляется тогда, когда он делает что-то необычное. В своем последнем полнометражном фильме он мастерски и на свое усмотрение использует английский язык, играя с ним и стереотипами в юмористической и увлекательной форме. Рё Касэ \Ryo Kase\ играет японца, путешествующего в Сеул в поисках женщины, которой он все еще испытывает чувства (в исполнении Сео Юн Хва \Seo Young-hwa\).
9. Кёнджу \Gyeongju\
Это неспешная история Жан Лу \Zhang Lu\ о корейском профессоре, живущем в Пекине (в исполнении Пак Же Иля \Park Hae-il\), который в поисках картины в кофейне в привлекательном старомодном городе Кёнджу, является всецело поглощающей ностальгической историей, которая во многом схожа с направлением кинопроизводства Хон Сан Су \Hong Sang-soo\. В главной роли
Шин Мин А \Shin Min-a\, играющая хозяйку кофейни, которая вступает в связь с профессором.
10. «Моё место» \My Place\
Третий и последний документальный фильм из топ десятки фильмов, «Мое место» посвящен редко обсуждаемой теме о матерях-одиночках в Корее. Режиссер Пак Мун Чил \Park Moon-chil\ описывает историю своей сестры и родителей, которые свыкаются с новостью о том, что их старшая дочь вынуждена воспитывать ребенка без отца. Это исключительный и глубокомысленный взгляд на проблемы, которые встают перед ними.
Джейсон Бечервэз
jase@koreanfilm.org.uk
Источник: The Korea Times
Перевод: Нонна Ким, ИСК "Корё"