Илона Тен

Илона ТенНаша оперная дива

12 декабря 2012 года. Нью-Йорк. Переполненный зал Карнеги-холла  восхищенно рукоплещет нашей соотечественнице. Выступление на одной из самых престижных в мире площадок для исполнения классической музыки стало ярчайшим событием в  певческой карьере солистки Государственного республиканского  корейского театра музыкальной комедии Илоны Тен.
Некоторое время назад, когда ей предложили принять участие в Международном проекте «Новому веку – новые имена» - гала-концерте молодых музыкантов стран СНГ, певица без особой надежды отправила свою заявку на конкурс. Приглашение  в Америку стало для нее большой и приятной неожиданностью. Выступление в Карнеги-холле - высшая награда для каждого состоявшегося артиста. Знаменитая сцена видела многих великих музыкантов. Казахстан представляла вокалист-сопрано Илона Тен
Во время многочасового перелета, оперная певица вспоминала слова своей мамы, произнесенные ею еще на заре карьеры дочери, к которым она относилась с большой долей скепсиса. «Ты будешь петь на сценах самых знаменитых концертных залов», - говорила Дамира Шавкатовна.

Обыкновенное чудо

В  семье физиков-математиков Вячеслава Тена и  Дамиры Шакировой никого к музыке не тянуло, кроме папиного отца,  непрофессионального исполнителя песен. Кстати, в свое время его приглашали работать в Корейский театр,
Также и Илона в детстве тяги к музыке не испытывала, попытка родителей обучить ее игре на фортепиано закончилась через полгода – девочка бросила «музыкалку». Будущая оперная певица в школе занималась живописью, изучала иностранные языки – английский и итальянский, (сейчас они ей очень помогают).
Неожиданное желание петь появилось в 16 лет. В подарок на  свой День рождения она получила пригласительный билет на юбилейный концерт дирижера симфонического оркестра Асанхана Жумахматова. Там девушка впервые услышала вживую оркестр Мариинского театра, солистов Большого театра, в том числе и народную артистку Российской Федерации Людмилу Нам, специально приехавших в Бишкек, чтобы поздравить известного мэтра. Больше всего затронул юную душу  «Реквием». Девушка пришла домой и твердо заявила: «Хочу петь!». Мнения родителей разделились. Мама поддержала затею дочери, а отец сказал: «Лучше тогда  продолжай заниматься живописью. Ведь для пения нужные вокальные данные».
Как же начать исполнять свою мечту? Илона поступила в Государственное музыкальное училище им. А. Куренкеева. Но не на факультет «хорового дирижирования», как предполагалось вначале, так как сказалось отсутствие  базового музыкального образования, а на отделение сольного пения.  При поступлении ей пришлось конкурировать с сильными абитуриентами, и в итоге девушка так и не смогла пройти. А желание петь было велико! Тогда она стала обучаться на платной основе (новшество по тем временам). Илона вспоминает, как ловила на себе снисходительные взгляды, тогда ее вокальные данные особо не проявлялись и педагоги поначалу даже не смогли распознать ее способности. Первые три года обучения она находилась в числе отстающих.
Но все-таки на первом курсе случился прорыв,  «первая ласточка» - Илона заняла второе место по училищу  на конкурсе романсов.
– Эта заслуга моей мамы. Она готовила меня  2 недели перед выступлением. Каждый день заставляла репетировать при полном параде: платье, макияж, прическа, - вспоминает певица.- По молодости у меня не было такого внутреннего эмоционального багажа, чтобы петь романсы. Но мама настолько смогла меня настроить, что после выступления члены жюри  вынесли вердикт – по вокалу слабовато, но эмоционально – просто великолепно.
Это подбодрило, но по большому счету все оставалось по-прежнему. Однокурсники шли впереди, росли, развивались. Девушка, как заклинание, молила: «Господи, дай мне голос!». Через три года  свершилось невероятное. Что-то переключилось внутри нее  - и Илона запела замечательным сопрано, ошарашив экзаменаторов. Ее преподаватель, народная артистка Киргизии, в растерянности твердила: «Девочка, почему ты так долго прятала свой голос!».
В конце 4-го курса директор училища дал направление на поступление в Санкт-Петербургскую консерваторию. Но родители не захотели отпускать юную дочь так далеко от дома. Поэтому Илона приехала в Алматы.

Илона ТенПриходите завтра

- Консерватория у меня  вызывала благоговейное представление, как в старом советском фильме «Приходите завтра». Все преподаватели должны быть старенькие, очень интеллигентные. Студенты словно неземные создания, - смеется вокалистка.
В те времена считалось, что поступить в Московскую консерваторию было легче, нежели в Алматинскую. Потому как на вступительных экзаменах надо было что-то из себя представлять, иметь свою базу, которая в дальнейшем «шлифовалась» и совершенствовалась. Но она успешно сдала экзамены и поступила на грант.
Учась на 3-м курсе, Илона Тен стала обладателем третьей премии в номинации «Студенты» на Международном конкурсе исполнителей русского романса, проходившем в Шымкенте. Председатель жюри Галина Преображенская предложила начинающей певице принять участие в качестве гостьи на гала-концерте московской романсиады. Илона выступала на сцене вместе с известными мастерами: Нани Брегвадзе, Сергеем Захаровым, Борисом Штоколовым.
На протяжении всей певческой жизни у исполнительницы было много учителей. И каждый из них привнес свою частицу души. Илона с благодарностью вспоминает своих педагогов в училище,  заслуженную артистку Казахстана Сауле Курмангалиеву, у которой обучалась в консерватории, Николая Алексеевича Смирнова, с ним она занимается и по сей день.
Перед окончанием консерватории девушка начала задумываться над выбором первого места работы. Она постоянно вспоминала слова своего  дедушки Тен Сын Хо: «Обязательно иди работать в Корейский театр!». В апреле 2004 года  Илона Тен впервые переступила порог корейского Храма искусств. Тогда она познакомилась с Олегом Сафроновичем Ли и рассказала о своем желании работать в именно в этом театре. Выслушав девушку, главный режиссер произнес знакомую ей с детства фразу из кинофильма: «Приходите завтра!».
На следующий день на прослушивании перед членами худсовета Илона исполнила несколько романсов а капелла.  Владимир Александрович Ким, вспомнил, что уже видел выпускницу  по телевидению. Действительно, гала-концерт московской романсиады транслировался  центральными российскими телеканалами. С тех пор певица начала работать в Корейском театре.
Появление на театральных подмостках нового таланта не осталось незамеченным и среди поклонников национального искусства. Илона принимала участие в спектаклях и концертных программах хорошо известных нашему зрителю: «Цветы багульника в краю степном», «Принц трех царств», «Для Вас, любимые» и др. Наша соотечественница завоевала награды на престижных международных конкурсах исполнителей, в 2007 году стала обладателем первой премии на Международном фестивале корейской песни «Ариран». Молодая певица дала два сольных концерта – один у себя на родине в городе Бишкеке, второй – в Южной столице. Дважды побывала с выступлениями и на исторической родине.

Я теперь стою на этой сцене
Имея за плечами достаточный опыт певческой деятельности, в 2010 году Илона Тен  поступает на службу в Казахский государственный академический театр оперы и балета им. Абая.
- Всегда мечтала петь на сцене оперного театра, исполнять арии под аккомпанемент симфонического оркестра. Прошла через два тура прослушивания и была принята в стажерскую группу театра.
Земфира из «Алеко» С. Рахманинова,  Керубино  - в «Фигаро» А. Моцарта,  роль Сантуццы в  «Сельская честь» Масканьи. По мнению певицы, ее лучшие оперные партии еще впереди.
В декабре прошлого года  в Алматы состоялась премьера оперетты «Веселая вдова» Франца Легара по версии известного венгерского постановщика Миклоша Синетара. После кастинга Илона Тен была утверждена на роль Ольги. Второстепенная, значит не слишком сложная, - думала певица. Когда начался процесс постановки она к своему ужасу увидела, что роль изобилует массой гимнастических упражнений – сальто, кувырки, шпагат… Конечно, основной элемент – это зажигательный кан-кан. Двенадцатичасовые репетиции с небольшим перерывом на обед, продолжение тренировок дома. Напряженная работа увенчалась заслуженной наградой – аншлаг на каждом представлении.
- Оперные певцы всегда считают оперетту менее сложным жанром. На самом деле, необходимо постоянно поддерживать хорошую физическую форму, заниматься актерским мастерством и при этом опереточные арии нисколько не уступают оперным по сложности, - рассказывает Илона. - Легкий жанр для восприятия, но насколько он тяжел для исполнителя, знаю не понаслышке.
Выступление на гала-концерте в США в сопровождении Московского камерного оркестра под управлением Константина Орбеляна вселило нашей соотечественнице новые силы и мечты.
- Все пролетело словно в один миг. Я, как и все выступавшие в тот вечер молодые исполнители, не успела прочувствовать важность момента, настолько было велико волнение. Осознание пришло потом, -  с восторгом говорит она.
Что больше всего поразило Илону – это трепетное отношение к исполнителю, вне зависимости от того, известен он или делает только первые шаги. Впервые она почувствовала это, находясь в Корее.
Два года назад солистка Корейского театра стала счастливой мамочкой. Маленькая Амина, несомненно, унаследовала музыкальные способности, она очень любит петь и танцевать, и непременно на сцене.  В начале певица опасалась, что могут произойти изменения в голосе, но вскоре обнаружила, что наоборот вокальных возможностей стало больше, окраска тембра ее сопрано стала сочнее.
В настоящее время наша оперная дива Илона Тен готовится к новому конкурсу, который пройдет осенью в Италии.

Ирина СЕН

 

"КОРЁ ИЛЬБО"