Новая страница в истории традиционного пения «пхансори»
Традиционная корейская опера «пхансори» исполняется одним певцом под аккомпанемент барабана и изначально была рассчитана на мужское пение. 300-летняя история этого жанра знает сотни талантливых мастеров. Некоторые из них, преодолев трудности тяжелейшей учебы, стали прославленными мастерами сцены. Причем длительное время это были только мужчины. Но однажды это правило было нарушено. В лихолетье, когда корейская традиционная культура переживала упадок, появилась прославленная женщина – исполнительница пхансори.
Её звали Чин Чхэ Сон, и она первой из корейских женщин стала мастером традиционной оперы. Чин Чхэ Сон родилась в 1847 году в рыбацком поселке близ Кочхана в провинции Чолла-Пукто. Её мать была шаманкой, а отец – комедиантом, развлекавшим только своих односельчан, хотя его артистического таланта хватило бы на гораздо большее. К сожалению, он не имел возможности систематически учиться музыке. Под влиянием отца юная Чин Чхэ Сон лелеяла мечту стать певицей. В конце XIX века она приняла участие в фестивале «Чончжу тэсасып», на который съезжались посоревноваться в искусстве пения лучшие исполнители со всей страны.
Её выступление публика встретила холодно и сначала даже не хотела слушать «бабьего пения». Но девушка, не обращая внимания на реакцию зрителей, продолжала петь. Через минуту-другую аудитория притихла и стала внимательно слушать певицу, очарованная её необыкновенным голосом. А когда она закончила петь, все зрители дружно аплодировали ей. Видевший всё это известный композитор пхансори Син Чжэ Хё подошел к Чин Чхэ Сон и пригласил её к себе в ученики.
Женщина, которую любил Тэвонгун
Син Чжэ Хё был исследователем и покровителем пхансори в поздний период династии Чосон. Он написал шесть произведений в жанре пхансори. Под руководством такого учителя молодой певице удалось в полной мере раскрыть свой талант. Она прекрасно владела традиционными вокалом и танцами.
В 1869 году, когда Чин Чхэ Сон было 22 года, её пригласили во дворец Кёнбоккун на прием по случаю завершения его реконструкции. Хынсон Тэвонгун, отец короля Кочжона, взявший всю полноту власти в свои руки до совершеннолетия своего сына, пригласил во дворец известных певцов со всей страны. Чин Чхэ Сон спела арии из произведений пхансори своего учителя.Публика восторженно встретила выступление молодой исполнительницы, поразившей всех необыкновенной внешностью, великолепной пластикой и восхитительным голосом. После этого певица, покорившая сердце Тэвонгуна, поселилась во дворце Унхёнгун. Но Чин Чхэ Сон тосковала по своему учителю и хотела жить свободной жизнью артистки.
Спустя четыре года, когда Тэвонгун лишился власти, она вернулась в родные места и пришла к учителю. К сожалению, Син Чжэ Хё был тяжело болен и вскоре умер. После его смерти в 1884 году Чин Чхэ Сон три года носила траур по любимому человеку, а затем её следы затерялись. Что с ней было дальше неизвестно, но по некоторым слухам, она приняла монашество в небольшом буддистском монастыре неподалеку от Кимчжэ в провинции Чолла-Пукто и умерла в одиночестве. Не оставив следов последнего отрезка своей жизни, Чин Чхэ Сон, тем не менее, вошла в историю, став пионером женского пхансори и проторив дорогу новым «звездам» этого жанра, считавшегося мужским. Её дело продолжили такие прославленные мастера пхансори как певицы Хо Гым Пха и Кан Со Чхун, а также десятки других талантливых исполнительниц нашего времени.
Благодаря исключительной преданности жанру и редкому дарованию Чин Чхэ Сон удалось подняться на вершину искусства, в котором до нее безраздельно доминировали мужчины. Своим ярким творчеством она придала большую глубину и обогатила жанр пхансори новыми красками.
Источник: http://world.kbs.co.kr/russian/archive/program/program_koreanstory.htm?no=112716