Имя основателя рода, к сожалению, не сохранилось. Главным родом фамилии Ко является пон "Чжечжу". Известны поны "Чжанъхынъ", "Кэсонъ", "Енан", "Ёнъдам", "Тамянъ", "Ыйрёнъ", "Кобонъ", "Окку", "Санъданъ", "Хвенъсонъ", "Кимхва", "Тхосан", "Хверёнъ" и "Андон". Достоверно известно, что все они, впоследствии, вышли из рода. Фамилия Когай среди корейцев СНГ считается довольно распространенной. Есть две версии происхождении рода Ко.
Согласно поэме Ли Гюбо Люхва, дочь речного божества Хабэк, незаконная супруга сына Небесного владыки, зачав от солнечного луча, родила из-под правой подмышки большое яйцо. Его бросили в конюшню, но лошади не затоптали его; яйцо отнесли в глухие горы, но животные охраняли его, и всегда над ним сиял луч. Яйцо вернули матери, и из него вышел мальчик необыкновенной внешности. Через месяц он уже говорил. С раннего детства он научился метко стрелять из лука, и ему дали имя Чумон (далее Ч.), которое на языке Пуё означало "искусный стрелок из лука". Никто не мог сравниться с Ч. на охоте, и сыновья его приемного отца, пуёского правителя Кымва из зависти однажды привязали Ч. к дереву и отняли добычу. Вырвав дерево с корнем, юноша вернулся домой. Тогда они решили убить его. Ч. хитростью получил отличного скакуна и предупрежденный матерью о нависшей над ним беде бежал вместе с тремя друзьями из пуёских земель на юг.
Путь им преградила река. Сказав реке, кто он, Ч. ударил кнутом по воде - и тотчас рыбы и черепахи составили мост, переправившись через который, он и его спутники спаслись от погони. Вскоре мать послала Ч. зерна пяти злаков с голубями. Ч. убил горлиц, вытащил у них из горла зерна, а потом, окропив водой, оживил их. (В "Самгук саги" далее сообщается о трех мудрецах-сянях, которых встретил Ч. в новых землях и которые стали его помощниками, - Чэса (Еще раз подумай) в пеньковом платье, Муголе (Военная кость) в стеганом платье и Мукко (Живущий в молчании) в одежде из речных водорослей. Ч. пожаловал каждому родовые имена - Кык (Преодолевший), Чунсиль (Средний) и Сосиль (Младший). Вместе со всеми Ч. прибыл в Чольбончхон (в "Вэп шу": Хыльсынгольсон), где основал столицу. В год капсин по традиционному циклическому летосчислению, т. е. в 37 г. до н. э., Ч. в 22 года от роду взошел на престол, государство назвал Когурё, а вместо прежнего родового имени Хэ взял Ко (Высокий), потому что зачат был от солнца, находившегося в зените.
Встретив на охоте правителя соседней страны Пирюгук Сонъяна, потомка сяней, Ч. победил соперника в состязании в стрельбе из лука, хитростью захватил у него барабан и рожок, необходимые для проведения государственных церемоний. Затем Ч. поймал священного белого оленя, которого заставил наслать на страну Сонъяна ураганный ливень. Началось наводнение. Ч. поводил украшенной нефритом плетью по воде, и та стала убывать. Сонъян вынужден был покориться Ч. В "Самгук саги" сказано: Ч. присоединил земли Пирюгук и назвал их Тамульдо, что по-когурёски означало "восстановить земли".
В 7-й луне над Соколиным перевалом (Коллён) поднялось черное облако и послышалось, будто там копают землю. Когда облако рассеялось, на Пересам оказался воздвигнутый для Ч. город. В 9-й луне 19 года своего правления Ч. поднялся на небо и не сошел обратно. Нашли лишь его плеть и погребли ее на Драконьей горе (Ёнсан). В надписи на стеле Квангэтхо-вана говорится: Ч. не находил радости в мирских делах. И Небесный владыка ниспослал желтого дракона на землю, чтобы встретить правителя, и дракон на спине вознес его на небо.
По велению Неба старший сын Ч.-- Юри наследовал престол. В "Тонгук еджи сыннам" ("Живописном обозрении достопримечательностей Восточного государства", XV в.) записано также предание о скале Чочхонсок (Визит в небо) возле пещеры Кирингуль (Единорога), с которой Ч. будто бы поднимался на единороге (кипин. кит. иилинъ) на небо для доклада о земных делах.
Согласно другой красивой старинной легенде (см. фамилию Ян), представители родов Ко, Ян и Пу являются основателями древней страны Тамна и ее первыми правителями, вместе с Ян и Пу.
Предком рода Ко считается легендарный Ко Ыльла, один из первых правителей древней Тамны, он же является первопредком Когаев. Ко, начиная от него, вели список имен. Род Когаев правил Тамной в течение 45 поколений, передавая правление из рук в руки. Король Ко Мальло, потомок Ко Ыльла в 46 поколении, вошел в состав государства Корё и является средним основателем рода Когаев. Его 3 сына Ю , Канъ и Со успешно сдали экзамены "кваго" и работали высокопоставленными чиновниками. Среди них, особенно, выделяется Ю - первенец Мальло, который был одним из первых высокопоставленным чиновником в период правления короля Корё Мунчжона, выдвинутых из людей Тамны. Этот род в период существования Корё дал 12 членов королевской академии, 9 чиновников по обрядам и в период эпохи "Чосон" дал много известных личностей.
Начиная с правнука Мальло Ёнъсина, образовалось свыше 20 пха от рода "Чжечжу" - ответвление "Ёнъгокконпха",
от рода "Чжанъхынъ" - "Чжанъхынъпэкпха",
от "Окку" - "Мунчхунконпха",
от "Кэсонъ" - "Янъгёнъконъпха",
от "Чхонъчжу" - "Санъданъкунпха",
от "Чжечжу" - "Сонъчжуконъпха" и "Чжонсоконъпха",
от "Хвенъсонъ" - "Хвачжонкунъпха" были особенно многочисленными. Даже среди них отвлетвление "Ёнъгокконъпха" выделяется своей многочисленностью.
Примерно каждый один из пяти Ко является представителем этого пха. В эпоху "Чосон" род Ко дал 77 чиновников, сдавших экзамены "кваго". Из них 28 чиновников по похоронным обрядам, 8 чиновников по изменению фамилий и имен.
Сохранилось предание о том, как некий когуреский воин по имени Ко Саге, взятый в плен танским генералом, вступил в ряды танской армии. Его сын Сончжа сделал в Танской империи блестящую военную карьеру и в середине VIII в. руководил взятием Ташкента. А в X в. арабы в битве под Таласом разбили китайскую армию, и власть перешла к Карахинидам. Именно через него в арабские страны пришла технология изготовления бумаги. В 1985 году было 91 384 семей Ко, в которых проживало 0,9% населения Кореи, а их фамилия заняла 22 место из 274 фамилий Кореи.