Главная  /  Обычаи  /  Свадебные обряды

Свадебные обряды

Свадебные обряды в Корее  Корейская свадебная церемония

Раньше было принято, чтобы невеста была старше жениха на пару или более лет, между мальчиками и девочками старше 7 лет ограничивалось  всяческое общение, им даже запрещалось сидеть в одной комнате. Поэтому жениться по любви было невозможно, а если случалась романтическая история, она скрывалась. В конфуцианском обществе скрытие своих эмоций считалось одной из добродетелей, а любовь и привязанность не играли никакой роли. Как решали родители, так и было.

К бракосочетанию наши предки относились ответственно, считая, что это не просто соединение двух судеб, а церемония, имеющая определенный смысл: это закон природы, гармония инь и янь, принцип существования жизни. Заключив брак однажды, супружеская пара должна жить вместе, деля радости и горести, что называется до цвета "корней лука". О разводе не могло быть и речи!  Обязательным было благословение родителей. В Корее до сих пор родители обязаны не только воспитывать детей до совершеннолетия, но и обустроить их семейную жизнь.

Способ создать семью с помощью свахи называется чунмэ; брак по любви - енэ.
В чунме задействована гадалка: обе семьи исследуют "4 столпа" – точные даты рождения пары, на основе чего гадалка предсказывала будет ли она счастлива. Это предсказание называется "кунхап". Если он предсказывал осложнения, стороны теряли интерес к соглашению. В ином случае переходили к церемонии помолвки.

Через посредника отец жениха посылал в дом невесты послание, в котором излагалась готовность породниться. Родители невесты, получив его, отправляли ответ с согласием.
Далее родственники жениха собирались в доме девушки, пара обменивалась подарками, семье девушки вручался лист белой рисовой бумаги, на котором записан 4 столпа юноши, обсуждались детали свадьбы.

За несколько дней до свадьбы, жених присылал невесте короб подарков - "хам", а за день до свадьбы семья жениха посылала ей "набпхе" или"едян" (два отреза шелковой ткани красного и синего оттенков, символизирующих небо и землю, а также мужского и женского начал. Ткани предназначались для двух комплектов юбки и кофты. В некоторых местностях дарили украшения.

Сангэком (усикун) мог быть только мужчина (но не разведенный или вдовец!). Он, как и жених, ехал на коне, остальные члены процессии шли пешком. Всех размещали в другом доме, поодаль от дома невесты. Наутро жених в свадебном наряде (самок вандэ) в сопровождении сангэка, входил в дом невесты.

Свадьбы устраивали во дворе дома. Натягивали большой тент, изготовленный из конопляного холста, а на землю стелили широкие соломенные маты. Для жениха и невесты отводили место, отгороженное ширмой - т бёнпхун. В середине комнаты устраивали праздничный стол.

Проводили ритуал "чон анне": специально назначенный человек заносил в дом деревянного журавля - символ любви и верности, и передавал его жениху, который ставил его перед входом в комнату невесты и дважды кланялся, чем выражал свое уважение семье невесты. А мать невесты заносила журавля в комнату. В некоторых местностях она брала журавля в руки и бросала его на пол.
Считалось, если журавль вставал на ноги, невеста родит первенца мальчика, если падал на бок - девочку.

Пока жених стоял лицом на восток, выходила невеста. Дважды они совершали ритуал "гоберэ": стоя друг против друга, они омывали руки, после чего невеста делала жениху 2 земных поклона, на которые он отвечал полупоклоном. При этом его ладонь правой руки ложилась на тыльную сторону левой и он их поднимал до уровня глаз.

Далее процедура "хапгымре": в знак "клятвы на 100 лет" молодые пили суль, обмениваясь чарками, изготовленными из  дерева дерон, символизирующего супружеское счастье и единение душ. Пробовали напиток 3 раза: первую чашку в знак почтения предкам. Ее наполняла невеста и преподносила жениху. Вторую оба по отдельности. Чашки наполнял жених. Третью из одной чарки.

Затем все собирались за большим свадебным столом - "юсын сан". С этого стола собирали блюда для отправки в дом жениха. После пиршества сангэк возвращался домой.

К ночи новобрачные удалялись в комнату. Туда заносили небольшой накрытый стол. Жених сначала снимал с невесты головной убор, затем развязывал завязки с ее верхней одежды и снимал с нее только один носок!, гасил свечу специально приготовленной палочкой, т.к. задувать было нельзя. Процедуру уединения бесцеремонно подглядывали родственники и друзья: балагуря и шутя, они делали дырки в двери (в старину окна и двери оклеивали бумагой, изготовленной из волокнистого льна - мунпхунди). Самые нахальные засовывали палку в такой проем и откидывали одеяло новобрачных!)) Те же должны были мириться с такими выходками, ибо это входило в свадебный ритуал.

На другой день проводилась еще одна забавная церемония - "доно санг лэ" (церемония нового зятя, или "обработка" новоявленного родича): собиралась молодежь и устраивала жениху проверку на грамотность и стойкость. Если жених не мог ответить на вопросы, он расплачивался деньгами или водкой. Т.к. в Корее женились рано, естественно, жениху было трудно, и обычно, ему помогал кто-то из сердобольных родственников невесты. А вечером жениха за его неграмотность или скупость подвешивали вверх ногами к потолку (зачастую вместе с незадачливым помощником) и нещадно били сушенной рыбой или палкой)). Такова была церемония посвящения в женихи.

Наутро третьего дня новобрачные в сопровождении отца и усикун, отправлялись в дом жениха. Невесту несли в кома (паланкин). Процедура первого посещения невестой дома жениха назывался "синхэн". Невесту сопровождала молодая женщина (сумо) из числа близких родственниц. По прибытии, невеста наступала на мешок с рисом. Дорогу ей устилали хлопчатобумажным ковром.

Перед тем как войти в дом, невеста и ее сопровождающие должны были прыгнуть через костер (или же пройти между кострами). Это делалось для того, чтобы вместе с пришельцами в дом не проникли злые духи. На крышу дома закидывали соломенный коврик, на котором она сидела, извещая этим всех, что невеста приехала в дом жениха! Этому знаку придавали большое значение, ведь бывало, что жених возвращался без невесты!

В доме жениха, невеста должна была сидеть низко склонив голову (поднимать ее считалось дурным тоном).

Свадьба в доме жениха проходила в 3 этапа:
1) невеста принимала большой свадебный стол, за которым сидели ее сверстницы из числа родственниц жениха. С этого стола собирались яства для отправки в дом невесты. Для сангэка стол готовили отдельно;
2) новобрачная делала глубокий поклон духам предков;
3) "пхэбэк" - процедура знакомства с родителями мужа. Невеста преподносила свекру финики, а свекрови  - мясной продукт, после чего кланялась всем: вначале свекру, даже если у него были живы родители. Затем по старшинству остальным. С ровесниками она могла поздороваться легким поклоном. Затем свекор бросал ей на подол финики, символизирующие благополучие детей, а свекровь - кусок мяса в знак того, что они заранее прощают ей промахи. В некоторых местностях использовали жожоба, символизирующих мужское потомство, и иногда жених клал в рот невесте этот плод после чего они выпивали чарку спиртного.
Невеста делала заранее приготовленные подарки родственникам жениха.
Приглашенные на свадьбу люди приносили будё (материальная помощь в виде денег в конверте).

После свадьбы , новобрачная в течение трех дней должна была вставать раньше всех и, принарядившись, делать поклон свекру и свекрови, демонстрируя тем самым свое почтение. В эти дни она не принимала участие в работе по хозяйству, а в сопровождении свекрови наносила визиты к новым родственникам, которые делали ей ответные подарки. Будничная жизнь начиналась на четвертый день.

Осенью после сбора урожая женщина могла навестить отчий дом, куда она везла продукты с урожая, чтобы угостить родню.

В наши дни, очень редко увидишь традиционную свадьбу. Красочный свадебный наряд, деревянный журавль, ёнди (красная точка на лбу невесты) и гонди (алая краска на губах и щеках у новобрачной), смиренность и покорность невесты - все эти атрибуты свадебных церемоний ушли в прошлое. Урбанизация и влияние Запада не могли не сказаться на традицию бракосочетания.


Ирина Пак, "Корё"