Немного истории
Первые раскопки относятся к VIII – II вв до н. э. это были вырезанные на бронзовых изделиях изображения вееров с длинными ручками, а также обнаруженные фрагменты из перьев с деревянной ручкой. Первоначально веера служили признаком достатка и статуса их владельца и использовались далеко не в праздных целях.
Материалом для изготовления вееров служили бронза, слоновая кость, сандаловое дерево, перламутр, панцирь черепахи, серебро и золото, но самыми ценными считались веера из белой пеньковой бумаги с живописью.
Благодаря Римской империи веер попал в раннехристианскую Европу. А уже оттуда вместе с Петровскими реформами это роскошный предмет туалета пришел и в Россию.
Корейский веер при всей своей схожести с подобными аксессуарами из Китая и Японии, имеет и свои особенности. Одно из таких отличий – стилизация рисунка. Корейские мастера чаще всего украшали свои произведения природными мотивами – фрукты, цветы, птицы, бамбук причудливо сплетаются в пейзажи. Не менее популярен ТХЭГЫК – красно-синий вариант корейского Инь и Ян и САМ-ТХЭГЫК – тройной тхэгык.
Традиционные веера изготавливаются из тонких бамбуковых полосок, которые в дальнейшем покрываются шелком или бумагой.
Как вы заметили, веера делятся на не складные и складные. Первые состоят из круглой рамы, на которую наклеиваются шелк или бумага. Они появились раньше. Корейское название ПАНГУ-ПУЧХЭ или круглые веера. Историю второго вида читайте ниже, их называют ЧОП-СОН или ЧОПЧХОП-СОН. Кроме того каждый вид классифицируется по разнообразию конструкций, по цветовой гамме, по оформлению, по материалу и др признакам.
У корейцев есть красивая легенда о любви монаха Коре к женщине. Инок слыл перфекционистом, что стало преградой в покорении сердца возлюбленной. Удрученный неудачей наш герой решил сделать веер, напоминающий любимую женщину. Он искусно вырезал тончайшие бамбуковые полоски, покрыл их бумагой. Когда мастер раскрывал веер, то он мог прочесть стихотворение. В сложенном виде перед его глазами появлялся изящный стан дамы сердца.
Историки искусств Кореи тоже склоняются к идее, что изобретение принадлежит буддийскому монаху, жившему в эпоху Коре, примерно в 918-1392 гг. задолго до его европейского распространения японцами и китайцами.
На юге Кореи есть город Чончжу. Географическое положение региона способствовало зарождению многих видов искусств и ремесла. Это родина пхансори – оригинального песенного жанра, который получил название «Голос Кореи» за чувственное исполнение.
Благодаря мягкому климату (провинцию с запада и юга омывают моря), здесь в большом количестве произрастает бамбук. Природные условия способствовали развитию производства. Кроме веера, в регионе изготавливаются и другие приспособления для охлаждения.
• Бамбуковая штора защищает от зноя и в тоже время не препятствует циркуляции воздуха, создавая прохладу.
• Чук-пуин (бамбуковая жена) – полая подушка цилиндрической формы, которую обнимают во время летнего зноя, помогает уснуть.
• Тэ-тхоси (бамбуковые нарукавники) вставляются в рукава, способствуют продуваемости одежды.
• И наш «гвоздь программы» веер состоит из бамбуковой основы и ханжчи – корейской бумаги, из коры шелковицы бумажной (разновидность тутовника).
В эпоху Чосон в Чонджу было организованно Веерное Управление, которому вменялось хранить и развивать веерное искусство, а также вести непосредственное руководство специалистами. И в наши дни тут работают славные веерных дел доки. Среди них особое место занимает мастер Чо Чхун Ик. Чо-сонсеним известен тем, что не только поддерживает традиции в ремесле, но также ему принадлежат более 100 новых видов. Мастерская художника стала Меккой для туристов и вошло в специальный список достопримечательностей, рекомендованных к посещению. Издревле Императору преподносился особый чонджунский веер в честь праздника Тано. А также ими одаривались дипломаты и через них монархи других держав.
В Этнографическом музее Санкт-Петербурга среди многих уникальных экспонатов центральное место по праву занял вышитый веер корейского императора Кон Джуна. Во время японской экспансии в 1896 году, опасаясь за жизнь своей семьи и свою собственную, правитель более трех месяцев скрывался в русском консульстве. В знак особой благодарности монарх преподнес дипломатам несколько личных вещей, среди которых был и этот веер. Инкрустация драгоценными камнями, слоновья кость, изящная вышивка лучших мастериц – каждый из этих элементов делает аксессуар поистине уникальным.
Еще одно применение вееру придумали монахи, превратив его в предмет боевого искусства. Об боевых искусствах мы расскажем в другой раз.