Афганцы - так на русскоязычном пространстве до сих пор называют тех, кто принимал участие в войне в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В этом слове соединилось вместе и уважение, и восхищение, и гордость за солдат, воевавших за безопасность общей Родины, а значит - родного дома, близких и друзей.
Прапорщик Леонид Ким был одним из них. Уроженец корейского колхоза «Северный маяк» в Узбекистане с детства мечтал о небе и после окончания в 1979 году с отличием Кировского военно-авиационного технического училища получил специальность бортового техника. Это совпало с началом боевых действий в Афганистане. Не задумываясь, он подал рапорт с просьбой отправить его на войну.
В составе авиационного подразделения был назначен бортовым техником и воздушным стрелком боевого вертолета Ми-8. Война в незнакомой стране со специфическим горным рельефом была особенно сложна и ответственна для военных летчиков. Опасность подстерегала на каждом километре, за каждым перевалом и горной скалой. Требовалось и виртуозное мастерство и реакция пилота, и точность штурмана, и надежность борттехника. В руках экипажа были не только их собственные жизни, но и жизни их товарищей на земле. Вертолеты прикрывали их с воздуха, доставляли подкрепление, оружие, боеприпасы, продовольствие. Очень скоро за прапорщиком Кимом в эскадрилье закрепилась репутация самого умелого борттехника, который за короткое время мог устранить любую неисправность, подготовить технику к выполнению боевой задачи.
В тот день вертолет выполнял ответственное задание по доставке боеприпасов мотострелкам. До цели было близко, летели на низкой высоте среди скал, когда вдруг командир вертолета опустил голову, потерял управление. В кабине был также штурман, но первым мгновенно среагировал Леонид – вытащил командира из кресла и сел за штурвал. Еще мгновение и вертолет мог удариться в скалу и взорваться. Прапорщик выровнял курс и благополучно посадил машину в расположении боевого подразделения. Помогла реакция борттехника и навыки управления машиной. В училище летать учили не только будущих летчиков, но и штурманов, борттехников. Ким усвоил летные уроки на отлично. Это не только спасло жизнь экипажу, но сыграло решающую роль в войсковой операции.
Прапорщика вскоре наградили медалью «За боевые заслуги». Хотя представляли к высшей награде – Героя Советского Союза.
Подвиг борттехника вполне заслуживал Золотой звезды. Вручая медаль, командир пошутил: Ким, для нас ты герой, но, понимаешь, прапорщикам Героя не дают...
Сегодня Леонид Яковлевич Ким живет Приморье, он уже не летает, у него трое детей и два внука.
Артем Бажора
"Российские корейцы"