Яны, как и многие другие корейские фамилии, имеют на сегодняшний день две ветви с различными иероглифическими начертаниями. Согласно легендам, фамилия Ян, произошла от одного из трех духов (в образе людей) - Самылла (в дальнейшем С), основавших государство Тхамна (на о. Чеджудо). Согласно записи мифа в "Истории Коре" ("Коре са", кн. 57), во времена Изначального великого хаоса, когда на земле еще не было людей, из горы Халласан на о. Чеджудо вышли три духа в облике людей (по другой версии, сюда спустился божественный животворящий эфир, и три небожителя переродились в людей). Будто бы и доныне на северном склоне горы сохранилась пещера Самсонхёль, в сосновой роще за восточными воротами г. Чеджу, откуда вышли С. Их звали Янылла, Коылла и Пуылла. Они занимались охотой, одевались в шкуры зверей и питались мясом. Однажды к берегу Восточного (Японского) моря прибило деревянный ящик, запечатанный темно-лиловой мастикой. Внутри его находился каменный сундук. Появившийся неведомо откуда небесный посланец открыл сундук, и в нем оказались три девушки в синих платьях, жеребята, телята и зерна пяти злаков. Девушки были японскими принцессами и прибыли в Тхамна, чтобы вступить в брак с тремя духами. С. взяли их в жены и выбрали себе место для жилья там, где опустились пущенные каждым из С. стрелы. Они установили три столицы и стали заниматься земледелием и скотоводством. С. считаются предками трех самых распространенных на острове фамильных родов Ян, Ко и Пу. В мифе о С. видны элементы охотничьей и позднеземледельческой культуры. Имеется и шаманская версия мифа.
Местами происхождения фамилии Ян первой ветви считаются 4 уезда "Чхонъчжу", "Чжунъхва", "Анак" и "Намвон". Имя единого основателя рода этой ветви неизвестно. Согласно книге "ґЭ"(8Т", основателем рода "Чхонъчжу" считается Ки, прибывший из Китая в Корё (период правления короля Чхунъсона. Братья Сачжун, Саон и Саги успешно сдали экзамены кваго и были известны, как литераторы. Среди них выделялся Саон, как писатель, а его сын Саги был известен как поэт и тем, что знал точную дату своей смерти и умер в тот день, как и предсказал. Основателем рода "Чжунъхва" считается шестой сын Пхо. Однако, сторона "Чжунъхва" отрицает эту версию происхождения. Согласно их книге " T"(8Т", описывающий род "Чжунъхва", основатель рода Пхо получил имя Танагун на 23 год правления короля Кочжона. Ки является пра-пра-правнуком Тонму. В свою очередь, Тонму -- старший сын Танагуна. В любом случае, происхождение основателя рода у Янов этой ветви сложно и противоречиво и уходит в глубь веков. Известны имена маршала Чжи -- в период правления короля Тхэчжо, полководцев Кю и его сына Тэчуна -- в период правления короля Хёнчжона . Пэкчжи (1ю), потомок Танагуна в 5 поколении, жил в конце существования Корё в Пхеньяне, а его потомки обосновались в Пхеньнаме. Тоннок, потомок Пэкчжи в 7 поколении, прославился как ученый во времена правления королей Сончжо и Инчжо. Известны имена Чжондиля и Ыйдика, которые во время Имджинской войны возглавляли Армию справедливости и отличились при защите Пхеньяна. Из рода "Намвон" также вышло много знаменитых людей в период правления королей Чжунчжона и Мёнчжона. Известны имена Конмаля, известного приверженца буддизма, и Кончжуна (У), работавшего королевским посланником. Хын -- сын Кончжуна, Сахён -- сын Хына, Сидин и Сиу -- сыновья Сахёна образовали четыре ветви. Все они сдали экзамены кваго и прославили свою фамилию. В эпоху Чосон Яны дали 27 человек, сдавших экзамены кваго. В 1985 году, было 19 387 семей, в которых проживало 81 267 человек, а фамилия заняла 55 место из 274.
Среди вторых Янов местами происхождения фамилии считаются уезды "Чжечжу", "Намвон", "Чхунъчжу", "Янъчжу", "Имчхон", "Начжу" и др. Считается, что в основном роды вышли из "Чжечжу". Различаются ветви коренных Янов и прибывших из Китая. Численность рода "Намвон" вместе с прибывшими Янами составляют свыше 70% всех Янов. Согласно древней легенде, род Янов этой ветви считается одним из основателей древнего государства Тхамна, наряду с Когаями и Пу. Известно, что когда король Ян Тхан (" у) вошел в состав государства Силла, король Муёл дал ему высокий пост и подарил новую фамилию, согласно традиции того времени. За большие заслуги в деле объединения Силлы Янам вернули прежнюю фамилию и подарили пон "Намвон". Потомки этих Янов образовали позже две ответвления: "Пёнъбуконъпха" . Численность рода "Пёнъбуконъпха" составляет примерно 80% всех Янов этой ветви. Известно имя талантливого ученого Ян Сончжи, который выступал за сохранение и укрепление монархии. Кроме того, история сохранила имя Ёгона, талантливого поэта и художника, жившего в конце существования Корё и начале образования государства Чосон. Из рода "Намвон" известно имя Сонди, работавшего во времена короля Сечжона королевским академиком. От его потомков вышло много знаменитых людей, а 66 человек из этого рода сдали экзамены кваго. В 1985 году было 81 124 семей, в которых проживало 343 985 человек, а фамилия занимала 25 место из 274.