Корейская музыка — это музыкальное искусство корейского народа, уходящее корнями в глубокую древность. На корейскую музыку в средние века оказала сильное влияние музыкальная культура стран Дальнего Востока, Китая и Японии. Для новейшего времени характерно активное взаимодействие с европейской музыкальной культурой.
Корейские и китайские исторические источники и археологические находки свидетельствуют о том, что еще задолго до нашей эры у древних корейских племен существовали церемонии и обряды, сопровождающиеся музыкой, пением и танцами. У северных племен пуё практиковались ритуальные жертвоприношения небу в 12-ю луну с ёнго («встреча барабана»). Племена мэк в 10-ю луну исполняли танец неба мучхон. Южные племена чинхан в 5- и 10-ю луны праздновали начало и окончание полевых работ.
Основа корейской музыки была заложена в период с I в. до н. э. по VII в. н. э. во время существования феодальных государств Когурё, Пэкче, Силла. Настенная живопись когурёских гробниц (IV-VI вв.) сохранила изображения танцев, больших оркестров (до 250 человек) и свыше 20 различных видов музыкальных инструментов, среди них флейты, барабаны, трубы, ванхам из лютневого семейства, комунго. Сохранились записи о популярных мелодиях в Когурё, предполагается, что в этом государстве была распространена танцевальная и военная музыка. Значительную роль в развитии музыкальной культуры в III-IV вв. сыграл сановник Ван Санака. С его именем связывают создание музыкального инструмента комунго и написание свыше 100 мелодий. О музыкальной культуре государства Пэкче дошли чрезвычайно скудные сведения. Известно только, что музыка развивалась под влиянием южно-корейских племен хан и Китая.
Более подробная информация есть о музыкальной жизни в государстве Силла. В его столице (современный город Кёнджу) устраивались пышные концерты дворцового оркестра, который включал до нескольких сотен инструментов. Широко были распространены героико-эпические, дифирамбические и трудовые песни. Музыкой сопровождались представления театра масок тхальчхум и придворных спектаклей хваранов — юношей из аристократических семей. Народные массовые танцы туре-нори сопровождались крестьянским оркестром. К числу основных музыкальных инструментов в этот период относятся комунго, пипха, чоттэ. Силласким музыкантом и композитором по имени Урык в VI в. были изобретены хянпипха, каягым и другие инструменты, которые существенно повлияли на развитие корейской инструментальной музыки. Урыку приписывается сочинение около 100 мелодий и сюиты из 12 композиций, развернутых по месяцам года. Композитор воспитал талантливых исполнителей на каягыме, таких как Мандок, Чуджи, Нимун и Кего. В конце V в. прославился исполнитель на комунго по прозвищу Пэккёль. Корейская музыка трех государств была широко известна в соседних странах Китае и Японии. Так, в 453 году из Силла в Японию был отправлен оркестр в составе 80 человек.
А в III в. военная музыка Пэкче оказала серьезное влияние на развитие японской музыкальной культуры.
Дальнейшее формирование музыкальной системы корейской народности происходит в период утверждения феодализма после объединения ранних государств под эгидой Силла в VII в. Появляется новая форма корейской песенной поэзии хянга, «песни родной стороны», напоминающие народные или шаманские заклинания, буддийские молитвословия и панегирики. До нашего времени сохранились в более поздних записях 25 произведений. Стандартная хянга включает 10 строк, делившиеся на 3 части: две из них пелись соло, а заключительная часть, вероятно, исполнялась хором.
В этот период получает свое развитие инструментальная музыка.
В XV-XVI вв. в сольном исполнении становятся популярны короткие гимны, своего рода фрагменты из од и трехстиший сиджо, и длинные эпические каса. С начала XVI в. широкое распространение получает кисэн — музыка, которую сочиняли танцовщицы на основе народных мелодий. XVII-XVIII вв. характеризуются небывалым расцветом различных видов минё, как образцов народного песенного творчества, и появлением профессиональных певцов. В XVIII -XIX вв. наиболее распространенными стали следующие жанры: чапка, мелодии которой разнообразились по месту бытования («Пэттараги», «Сантхарён»); тальгори или «песни времен года», исполнявшиеся на народных праздниках, и жанр тхарён. В среде городского дворянства была популярной камерная музыка чонак. Ее исполняли небольшие оркестры. К виртуозам игры на каягыме относят Ким Джан Джо, который прославился даже за пределами Кореи. Во второй половине XIX в. рождается новый жанр инструментальной музыки — санджо.
В XVIII-XIX вв. в музыкально-драматическом искусстве наивысшего расцвета достигает пхансори. Широко известны такие выдающиеся мастера исполнения пхансори, как Чхве Сон Даль, Ха Хан Дам и Квон Сан Дык. Песенные элементы в их творчестве начинают преобладать над речитативом. Эту же тенденцию развивают в XIX в. исполнители Ко Су Гвон, Сон Хын Нок, Mo Хын Гап и другие. К середине XIX в. уже детально разработана система голосоведения, которая основана на пентатонике с характерным стилем вокализации.
В истории пхансори стало поистине новаторским творчество Син Джэ Хё, основателя чхангык — корейской национальной оперы. Композитор положил на музыку народные предания «Сказание о Сим Чхон» и «Сказание о Чхунхян», другие литературные произведения, написал ряд музыкальных драм. Творчество Син Джэ Хё продолжили музыканты Ким Се Джона и Ли Наль Чхи, а затем музыкальный ансамбль «Хёмнюльса» (конец XIX – начало XX вв.). Позднее в музыкальную культуру Кореи проникает европейская музыка. Для обучения музыкантов открыта Сеульская консерватория, созданная на основе прежней музыкальной палаты. Среди музыкантов получает известность Мун Джа Док. В некоторых городских школах введены уроки хорового пения и начинается изучение основ современной музыкальной грамоты.
Традиционная корейская музыка очень, многогранна и богато своими стилями и направлениями. Корейская традиционная инструментальная музыка через многие века смогла сохранить свою духовность и традиции в корейском искусстве и в корейской культуре.