Главная  /  Обычаи  /  Родильные обряды

Родильные обряды

Родильные обряды   Родильные обряды в Корее

В Корее по поверьям, семейный уклад и образ жизни корейцев охраняло множество духов. Из них духом-покровителем беременности и рождения детей являлся дух Самсин Хальмони. Корейцы верили, что Самсин «смотрит через плечо детей до 10-летнего возраста», т.е. является духом, охраняющим детей. В сознании корейской женщины Самсин отвечала за рождение ребенка, его развитие и воспитание. Обычно ее олицетворял кусочек сложенной белой бумаги или пучок чистой соломы, висящий в углу дома. Её местом пребывания были бумажная сумка, тыква-горлянка или глиняный кувшин, содержащие рис. Женщины периодически ставили перед ними пищу и поклонялись. Считается, что "монгольское пятно" (синяя отметка, обнаруживаемая на ягодицах восточных детей) - это место, по которому Самсин шлепает новорожденного, впуская его в жизнь.

Также возносили молитвы к созвездию Большой Медведицы, к духу гор, Будде и к определенным, считающимся священными, камням и деревьям. Посещать святые места и молиться полагалось ночью или на рассвете, и только после омовения. Женщины могли совершать подобные ритуалы на протяжении от двадцати одного до ста дней.

В старину корейцы особо радовались рождению сыновей, т.к. по их количеству судили о процветании клана. Часто мужчины разводились с женами, которые не рожали наследников. Родить сына считалось основной обязанностью женщины, ведь он являлся продолжателем рода, он совершал впоследствии обряды поминовения предков.

Существовало множество правил, которые должна была соблюдать женщина для того, чтобы роды прошли благополучно и ребенок родился здоровым. Она НЕ ДОЛЖНА:
- приближаться к чему-либо, считающемуся нечистым или делать что-либо нечистое;
- убивать живое существо;
- наступать на соломенную веревку;
- воровать и прочие дурные дела.
Беременная женщина должна избегать встречь, с людьми, находящимися в трауре. Так же нельзя в доме затевать ремонт и даже чинить очаг и заделывать дыры в бумажных дверях, а члены семьи не должны видеть горящего дома. Считается, что все это приносит несчастье.
Беременной женщине не разрешали употреблять мясо кролика, кальмара, краба, есть яйца, персики. Считалось, если беременная женщина поест утиного мяса, ее ребенок будет ходить, переваливаясь, как утка. Если пробует мясо цыпленка, кожа ребенка покроется пупырышками.

Для того чтобы облегчить роды, ослабляют бельевую веревку, держат все двери открытыми, используют одежду мужа как одеяло и занимают у женщины, у которой раньше были легкие роды, одежду, чтобы прикрыть ею роженицу. После рождения, дитя умывали теплой водой, а для счастья ребенка выбрасывали за дверь разные яства. Мать новорожденного приносила в жертву духу Чхильсону моток ниток (символ долгой жизни), где было записано имя младенца. Время рождения ребенка записывалось, а записка передавалась предсказателю, который сообщал родителям свои соображения касательно будущности ребенка.
Ребенка одевали в белую одежду, которую сменяли только на "пэкиль".

Чтобы оградить будущую мать от злых духов, на ворота вывешивали веревку из рисовой соломы – кумчжуль (запретная лента). Это означало, что в доме роженица и посторонним вход запрещен! После родов в кумчжуль вплетали сосновые ветки (иглы которых символизировали целомудрие) и стручки красного перца - знак, что родился мальчик, а если видели сосновые ветки и кусочки древесного угля (символ чистоты души и тела) - значит родилась девочка. На 21-ый день после рождения кумчжуль снимали и ребенка могли показать посторонним. Этот ритуал связан, вероятно, с тем, чтобы оградить ребенка от нежелательного контакта с посторонними (болезней и порчи).

После родов, на стол ставили чашку чистой воды, 3 чашки каши и 3 чашки супа, и в течение 7 дней по утрам и вечерам духу Самсин подносили эту пищу, которую потом съедала кормящая мать. Считалось, что эта еда быстро восстанавливает силы матери и ребенка. Иная пища считалась вредной.

Этнографы отмечают, что «в Корее мать после родов содержат весьма заботливо, не пускают на ветер и дают пищу не прекращая. Первые 3 дня ребенка кормят рисовым отваром, и только потом грудью. Если ребенок в семье один, грудью ребенка могут кормить до 7-8-летнего возраста».

Члены семьи стараются не показывать, как они рады рождению ребенка, не говорят о его красоте и здоровье, боясь вызвать зависть духов, чем нанесут ребенку вред. Для того чтобы уберечь от этого детей, им часто давали неприглядные имена, такие как Соломенная сумка или Каменная голова. А чтобы задобрить духов, никто не убивал животных и в дом запрещалось входить людям, носящим траур, и тем, кто видел похороны.

Имя ребенку давалось дедом или отцом и отмечалось торжественным обрядом. Еще с древности в Корее получали при жизни не одно имя: детское (или семейное) – амьонъ и при наступлении совершеннолетия (официальное) – кванмьонъ. Выбору имени придавалось большое значение, т. к. верили в назначение «счастливых имен», поэтому подбирали своим детям имена, отражающие понятия богатства, долгой жизни, удачи, благородства, величия, счастья.


Ирина Пак, "Корё"