Главная  /  Традиции  /  Обряды  /  Первые и вторые поминки

"Чеса" (деся) и "тор-чеса" (деся). Первые и вторые поминки.

IE001061784_STD  1366773233

По старинному корейскому обычаю члены семьи покойного и близкие родственники на следующий день приезжают на кладбище к 8-9 часам утра для выполнения первых поминок (некоторые считают первыми поминками день похорон). Ровно через год члены семьи устраивают поминки, называемый "тор чеса" - вторые поминки. Порядок проведения "чеса" и "тор чеса" одинаков.

За день до проведения обряда поминовения можно прибрать могилу. Не прибранная могила свидетельствовала о непочтительности детей к родителям. Не забудьте взять специальный коврик для поклонов, скатерть для еды, веник и воду для мытья рук, а осенью не помешает серп для скашивания травы. Поминки начинаются с поклонов духу Земли на площадке для обрядов. Если ее нет, то выполняют их на площадке для еды и поклонов. Ставится блюдо с вареной курицей, паби; вода в чашке; блины из сорта риса "чальб сари". Рис и любимые блюда расставляют ближе всего к памятнику. Каждое из блюд ставится в нечетном количестве (3 блина, 3 яйца, 3 яблока и т.д.) Кто-нибудь из родных, обычно старший по возрасту, делает трижды глубокий поклон, затем наливает рюмку водки и выливает вокруг площадки и могилы. После поклонения духу Земли кладут цветы на могилу (нечетное количество, но не меньше трех), и кто-нибудь произносит: "Ури васымнида" - Мы пришли.
Кто-нибудь из пришедших берет на себя функцию человека, разливающего водку всем кланяющимся. Тремя маленькими порциями, по 0,5 ложки, он кладёт паби в чашку с водой: одна порция для души покойного, другая - для духа Земли, третья - для духа Неба. Ложку оставляют в чашке. Вилку же ставят или втыкают на одну из закусок. По очереди вызываются родственники на поклоны, и они все выполняют следующую процедуру: водка наливается в рюмку тремя маленькими порциями, которой обводят стол 3 раза и затем ставят ближе к могиле, переставляют или втыкают вилку на другую закуску, каждый трижды делает глубокий поклон, водка выливается на могилу.
Вызов родственников на поклон выполняется по принципу старшинства и родства: сыновья, дочери, племянники, племянницы. Если у сыновей, дочерей есть семья, дети выходят с ними. Когда все откланяются, последний, кто выполняет поклон, переставляет вилку и ложку в сторону пришедших. Все присаживаются на минуту молчания. Считается, что в это время душа покойного вместе с двумя другими духами вкушает пищу, расставленную на площадке. После минутной паузы каждый из пришедших обязан съесть что-нибудь с поминального стола. Желающие могут выпить и закусить. Если этого не сделать, то душа покойного может "обидеться" и причинить вред тому, кто не отведал еды с поминального столика.
После того, как все закусили, наливается общая рюмка водки, и все вместе делают один прощальный поклон. Если людей много, то первый ряд делает глубокий поклон, а вторые ряды полупоклон. После общего прощального поклона с поминальной площадки убирается вся еда, а водка выливается на могилу. Со стола собирают в кулёк еду, отрывая понемногу кусочки от каждого блюда, не забывая ни один из выставленных на стол. В этот кулек высыпают паби, предварительно вылив воду. Кулёк с едой оставляют возле ног покойного. Это предназначено для духа Земли. Старший сын, или кто-нибудь из членов семьи, говорит: "Мы уходим. Придем в следующем году" - Ури камнида. Таым хэ огесымнида".
Но некоторые знатоки делают сначала общий прощальный поклон после минутной паузы, лишь затем все угощаются. Вся эта церемония повторяется не только на первых трех поминках, но и при всех остальных посещениях могилы: "сольлар" или "сольнар", "хансик", "тано" и"чхусок". Придя домой, угощают гостей и вспоминают о покойном (ой). Приглашенные, уходя, оставляют деньги в конверте с указанием от кого, сколько.

Необходимо знать, что покойникам, которым не исполнилось совершеннолетия, а также мужчинам и женщинам, которые ни разу не были женаты или замужем и у которых нет детей, поминки на кладбище не справляют. Их поминают дома. Как вы помните, души таких людей считаются детскими и они должны повторно прожить новую жизнь на земле. Таким людям разрешено впоследствии, по старым обычаям, приносить цветы и ухаживать за могилой, т.е. традиционых тор деся и самнён деся не справляют. Если же у таких людей есть дети, то их хоронят с исполнением всех церемоний поминального обряда.

Ирина Пак, "Корё"