Главная  /  Статьи  /  Точка зрения  /  Мои мысли о корейцах. Часть 1 из 2. "Камо грядеши, Коре сарам?"

Мои мысли о корейцах. Часть 1 из 2. "Камо грядеши, Коре сарам?"

Алексей Тян

Мне кажется, что по сравнению с остальными восточными и кавказскими народами, живущими в странах бывшего СССР корейцы – недружный и разобщенный народ. Почему? Я долго думал и продолжаю думать над этим вопросом, но так и не пришел к точному ответу. Осмелюсь сделать предположение, что, по всей видимости, тут сказываются как особенности национального характера, так и перипетии истории советских корейцев. Честно говоря, мне представляется крайне трудной задачей разделить историю и особенности национального характера, т.к. я считаю, что менталитет любого народа тесно связан с его историей и одно вытекает из другого. Поэтому попробую рассмотреть вопрос комплексно, разбавляя исторические данные из литературы собственными мыслями. Сразу же оговорюсь, что текст и интерпретация сугубо субъективно мои (за исключением исторических вставок) и не претендуют на истину в последней инстанции, которой, наверное, не может быть по определению в такой достаточно философской теме как корейская разобщенность.

Первые письменные свидетельства о корейских поселениях на Российском Дальнем Востоке датируются 1864 годом. Тогда корейцы начали бежать от продолжавшихся несколько лет подряд неурожаев и голода. Бежали от безземелья и непосильного гнёта феодалов-«янбанов», от притеснения «вонов» — ненасытных и безжалостных чиновников. Кроме того, в те года над Кореей нависла реальная угроза колонизации Японией. И если у корейских перебежчиков что и оставалось, так это только жизнь. И рисковали они в полной мере: или пан, или пропал, ведь попытки покинуть Корею карались смертной казнью. Именно так проявляла себя феодальная самоизоляция страны в эпоху династии Ли (1392—1910). К рубежному 1917 г. в России проживало уже более 90 тысяч корейцев, причем в Приморском крае они составляли почти треть всего населения. Главным центром расселения иммигрантов стал Посьетский район, находящийся близ Владивостока, на самой границе с Кореей. Корейские переселенцы составили там до 90% всего населения. К началу XX века на Дальнем Востоке действовали многочисленные корейские школы, выходили газеты, работали издательства. Вдобавок, Россия стала и центром политической эмиграции. После 1905 г., когда японские колонизаторы фактически взяли Корею под свой контроль, на территорию России стали уходить противники японцев. Укрывались на российской территории и разбитые японцами партизанские отряды. Уходили в Россию даже целые подразделения корейской регулярной армии, которые отказались подчиниться отданному японцами приказу о разоружении корейских национальных вооруженных сил и до последнего сопротивлялись японским войскам.

В новых условиях Россия стала не только главным центром сопротивления колонизаторам, но и важным центром корейской культуры. После 1910 г. в самой Корее колониальные власти практически запретили книгоиздание и образование на корейском языке, а в других странах тогда корейских общин практически не существовало (переселение в Китай только начиналось, а в Японии и США корейцев тогда не было вообще). Российский Дальний Восток был одним из немногих мест, где корейцы могли относительно свободно издавать литературу на родном языке, вести просветительскую деятельность, и даже заниматься политикой. Эти относительные свободы привлекли в Россию многих руководителей антияпонского сопротивления. Однако большинство среди иммигрантов по-прежнему составляли крестьяне нищих провинций северо-восточной Кореи, которых гнали в Россию не столько японские репрессии, сколько обыкновенная нужда.

Существенным и принципиальным отличием корейцев от японцев и китайцев, которые также проживали в то время на территории Российского Дальнего Востока, было то, что корейцы переезжали на новое место обитания всерьез и надолго и охотно брали себе российское подданство и русские имена. Уже видимо, тогда это было демонстрацией характерной корейской черты – ярко выраженной способности и желания к ассимиляции и аккультуризации с тем народом и государством, у которых они находятся в гостях. До рокового 1937 года корейская община проживала очень компактно и цельно. Корейский язык, обычаи, культура и образ жизни сохранялись и мало чем отличались от принятого в самой Корее. После того как единство и цельность корейцев была разорвана тотальной депортацией 37 года, корейцы были раскиданы, «размазаны» по всей Средней Азии на правах спецпоселенцев, мало отличаясь от обычных тюремных ссыльных. У них было отнято право передвижения вплоть до 50-х годов, но едва ли не самым главным последствием репрессивных мер в области образования и культуры стала почти полная утрата корейским этносом в Средней Азии родного языка. Это, в общем, понятно – если язык фактически запрещен, а образования на родном языке не существует, то в условиях иноязычного окружения сохранить и развивать язык его носителям довольно сложно. Заметно сузилась сфера применения корейского, ослабла устойчивая лингвистическая среда. Да и сам язык, оторванный от основной массы носителей, законсервировался. Однако в случае с корейцами не последнюю роль сыграла еще и вышеупомянутая способность корейского этноса к всесторонней адаптации в новых условиях, в данном случае в условиях дискриминации по этническому признаку. Адаптации языковой, социальной, экономической и культурной. А после адаптации, как отмечают исследователи из числа самих корейцев СНГ (Герман Ким, Валерий Хан и др.) происходит «аккультурация» – освоение чужой, в данном случае русской культуры и языка.
Интересно заметить, что большинство современной корейской молодежи и даже тягубя и оргубя, которые полностью утратили и корейский язык, и культуру, и традиции и даже пристрастие к корейской кухне, тем не менее, все-таки сохраняют четкую «корейскую» самоидентификацию – корё сарам . Также тут стоит особо отметить весьма интересную особенность корё сарам – они не идентифицируют себя с Южной или Северной Кореей, для них те корейцы и те страны – чужие, другие.

К чему такая историческая справка, спросишь ты? Просто я думаю, что такая наша непростая и уникальная история, несомненно, оказала влияние и на наше самосознание и на отношение друг к другу. Далеко не каждый кореец сможет осознанно сказать, кем он себя ощущает, где его место, и куда он идет и где его Родина. Одно я знаю точно – мы уже давно не те корейцы, что живут в Корее. А может быть даже уже и не корейцы. Почему мы так разобщены и недружны? Отчасти, потому что история распорядилась таким образом, насильно раскидав корейцев на огромной и малонаселенной территории Советской Азии, сделав нас космополитами – людьми без Родины. Тяжелая экономическая ситуация, «Бытие», «Жизнь» заставили корейцев приспосабливаться, приноравливаться и адаптироваться к более многочисленным и сильным окружающим народам и культурам. Кажется, корейцы инстинктивно стараются раствориться в окружающем их народе, быть незаметными, а «кучкование» и объединения корейцев по национальному признаку сильно выделяет корейцев, когда многие предпочли бы оставаться незамеченными. Словно комплекс вины, комплекс «белой вороны» довлеет над каждым корейцем и в другом корейце он словно видит свое отражение в кривом зеркале, словно идет конкуренция за место под солнцем, как будто бы выделена какая-то квота на места под солнцем для корейцев... Поэтому корейцы дистанцируются друг от друга, как будто боятся быть обвиненными в создании национальных анклавов и общин. Замечено, что если у корейца в подчинении будет другой кореец, то требовать с него он будет больше, чем с остальных своих подчиненных - «некорейцев». Как-то я спросил у своего отца, почему отцы не учили в свое время детей корейскому языку, традиционному для Кореи лунному календарю, не давали корейских имен… И получил в ответ короткое и емкое: «А ЗАЧЕМ?».

Впрочем, как бы корейцы ни старались слиться с окружающим их народом – казахами, русскими или узбеками, полная ассимиляция, судя по всему вряд ли возможна. По крайней мере, в ближайшие годы. В Средней Азии этому мешает русскоязычие и отношение к исламу, в России - расовый тип, там и там - резко усилившееся в последние годы чувство национальной самоидентификации. Возможно ли массовое возвращение на «родину предков» (так сказать, еврейско-немецкий вариант)? Едва ли: опыт последних лет показал, что «репатрианты» плохо приживаются в Сеуле, да и сама Южная Корея - не Израиль и не Германия, политики собирания всех корейцев на полуострове она не проводит и едва ли будет проводить в будущем (Сахалинские корейцы – это отдельная история). Более того, хангук сарам в лучшем случае безразлично, а в худшем случае свысока смотрят на своих маргинальных отщепенцев - корё сарам. Как-то раз корейские студенты в Томске меня спросили – «Ты кем себя считаешь? Корейцем или русским?» Для них я не был своим корейцем... А как насчет культурного возрождения и возвращения к национальным традициям и корейскому языку? В это верится с трудом, слишком уж сложен корейский язык и слишком мало реальных преимуществ дает владение им обычному российскому или казахскому корейцу. И правда, я кореец, но предоставьте мне сейчас бесплатную возможность учить хангук маль – и я ведь не захочу его учить по той же причине – а зачем? Возрождение в качестве новой особой этнической группы? Фактически «корейцы СНГ» давно являются такой непонятной группой…

Однако, несмотря на все сложности, корейцы смогли сохранить национальную кухню и многие традиции и радует, что у современной молодежи просыпается интерес к своим корням, к культуре, обычаям и даже многие «тягубя» - дети смешанных браков - считают себя корейцами.

После развала Союза корейцы разделились на узбекских, казахских и российских. Справедливости ради стоит заметить, что эта беда приключилась не только с ними, но и со всеми другими народами, живущими на территориях постсоветских республик. И разница лишь в том, что корейцы везде – вечные гости, тогда как у всех остальных есть Родина, куда они могут уехать (и уезжают!). Является ли Корея для нас Родиной? Как двоюродная прабабушка, которую ты никогда не знал и видел только на фото, является тебе родственником, так и Корея является нам Родиной, которая была ею так давно, что уже кажется, что и неправда. Что будет с корейцами? Ждет ли их постепенное – в течение нескольких поколений – растворение среди русских? Причем, как менталитетное, так и этническое? Вполне вероятно, учитывая растущее количество смешанных браков. Кажется, что количество таких семей уже сопоставимо с числом корейских семей. Переедут ли большинство корейцев из Средней Азии на Родину своих дедов – Россию? Вряд ли. Как показывает общение, они не сильно то и стремятся в Россию. На это их может толкнуть разве только существенное усиление национализма титульных наций республик Средней Азии и тяжелая экономическая нужда. Поживем – увидим…


Алексей Тян, "Корё"