Чон Чжу Ён

54Жизнь Чон Чжу Ён основателя «Хёндэ»(1915-2001 гг.), как отражение истории южнокорейской экономики.



Экономический успех, достигнутый Кореей в последние десятилетия, неотделим от истории огромных индустриальных конгломератов, более известных, как чэболь. Эти гигантские копрорации возникли в первые послевоенные годы и стали главными локомотивами «корейского экономического чуда». Возможно, самым успешным из всех корейских олигархов первого поколения был Чон Чжу Ён, основатель и председатель концерна "Хёндэ".

В своём большинстве биографии южнокорейских олигархов первого поколения подтверждают старую мудрость: «чтобы стать миллиардером, надо родиться в семье миллионера». Чон Чжу Ён был исключением: он был выходцем из бедной семьи. Будущий магнат родился в 1915 в деревне, которая после раздела страны оказалась на территории Северной Кореи. Он был старшим из семи детей. Семья будущего олигарха была вполне типичной для колониальной Кореи. Однако родители Чон Чжу Ён решили отправить мальчика в начальную школу - шаг, достаточно необычный по тем временам для крестьянской семьи. Тогда Чон Чжу Ён хотел стать школьным учителем.

Однако семья не могла учить Чон Чжу Ён дальше, летом 1931 года он вместе с другом убегает из дома. Друзья устроились на строительстве железной дороги, где требовались землекопы. Приключение продолжалось два месяца. Будущий олигарх орудовал лопатой по 15 часов в день, а полученных им денег хватало только на койку в общежитие и самое скромное питание. В конечном счете Чон Чжу Ён был обнаружен отцом, который силой увёз его домой. Родители надеялись, что Чон Чжу Ён наконец образумится и станет исправным сельским хозяином - но он бежал снова, и на сей раз никто не остановил его.
Чон Чжу Ен
В 1935 г. Чон Чжу Ён пришёл в Сеул, и с тех пор бывал в родной деревне только изредка. Впрочем, как и подобало хорошему сыну, он женился на выбранной родителями девушке, которая и оставалась его женой на протяжении всей его бурной жизни. Несколько лет он работал грузчиком в порту Инчхона, затем трудился на стройплощадках, развозил рис в торговой лавке, потом получил повышение и стал управляющим лавки. В 1940 г. на занятые у друзей деньги Чон Чжу Ён открыл маленькую автомастерскую, молодой бизнесмен не имел никакого автомобильного опыта: грузовой велосипед был наиболее сложным транспортным средством, с которым ему до того приходилось иметь дело. Именно эта мастерская и получила название «Хёндэ» - «современность».

Впоследствии Чон Чжу Ён часто вспоминал начало своей автомобильной карьеры - и не стеснялся, когда рассказывал о том, как продавал подержанные запчасти под видом новых… Первый шаг к настоящему успеху был сделан в 1947 г., когда он основал строительную фирму Hyundai Civil Industries (впоследствии - Hyundai Construction). В момент создания фирма представляла собой, скорее, бригаду шабашников: весь её штат состоял из самого хозяина и 10 рабочих и инженера.

Вскоре на помощь Чон Чжу Ён пришёл его младший брат Чон Ин Ён,он неплохо говорил по-английски. Секретом успеха компании явилось сочетание языковых и дипломатических навыков Чон Ин Ён, который умело добывал американские заказы, и бешенной энергии Чон Чжу Ён, которые эти заказы осуществлял. Следующий шаг к успеху был сделан в конце 1950-х гг. Вплоть до начала 1990-х гг. решающее значение в корейском бизнесе имели связи с властями, и Чон Чжу Ён старался изо всех сил налаживать контакты с чиновниками. Чон Чжу Ён повезло-решающую роль сыграл сравнительно скромный проект - восстановление разрушенного во время войны моста Индогё в центре Сеула, способность провести сложные по тому времени работы в срок, привлекли к фирме благоприятное внимание властей. В те времена на развитие строительства в Корее обращали особое внимание. Страна имела, по сути, один ресурс - дешёвую и качественную рабочую силу, и именно на неё и была сделана ставка. Сначала Чон Чжу Ён работал в Индокитае, строительство американских военных баз в Индокитае оказалось прибыльным делом. Однако главные деньги Чон Чжу Ён сделал на Ближнем Востоке.


53Нефтяной кризис 1973 г. привёл к резкому увеличению доходов нефтяных монархий, в которых начался строительный бум. Крупнейшим корейским проектом середины семидесятых был порт Джубайл, гигантский танкерный терминал в Саудовской Аравии. «Хёндэ» предложила построить терминал за 930 миллионов долларов - в два раза дешевле, чем некоторые из конкурентов. Проект окончился успешно - и вплоть до середины восьмидесятых «Хёндэ» и другие южнокорейские компании активно занимались строительством объектов под ключ.

В декабре 1964 г. вернувшись из поездки в Западную Германию, президент Пак Чон Хи был потрясен немецкими автобанами и решил соединить главные корейские города такими дорогами. Несмотря на все протесты парламентской оппозиции, которая утверждала, что в Корее по «скоростным дорогам будут ездить только воловьи упряжки» (действительно, автомобилей в стране почти не было), а также заключения Всемирного Банка, что проект шоссе Сеул-Пусан является «экономическим и технологически невыполнимым», строительные работы начались в феврале 1968, а в июле 1970, скоростная магистраль вступила в строй. «Хёндэ» сыграла в проекте особую роль, выполнив львиную долю всех работ. Силами фирмы было проложено примерно 200 км 450-километровой магистрали-это наиболее сложные горные участки.

Вместе со страной росла и империя Чон Чжу Ён. В 1973 г. начали работать верфи Hyundai, которые уже к 1984 г. сделали Корею второй кораблестроительной державой мира. В семидесятые годы "Хёндэ"стал активно строить и автомобильные заводы, продукция которых вскоре также пошла на экспорт. Усилиями бывшего автослесаря к 1990 г. Корея вошла в число ведущих мировых производителей автомобилей. Начало восьмидесятых было эпохой зарождения корейской электроники, и в 1983 г. была создана дочерняя компания Hyundai electronics, со временем ставшая одним из крупнейших мировых производителей полупроводников. К середине 1970-х гг. холдинг «Хёндэ» стал крупнейшим корейским концерном - и оставался таковым четверть века.

Последние годы жизни Чон Чжу Ён были далеко не безоблачными. Олигарха подвели попытки заниматься политикой - и, в первую очередь, его желание помочь исторической родине, Северной Корее, был одним из немногих южан, которым удалось добиться аудиенции у Ким Ир Сена. Когда в марте 2001 г. отец-основатель скончался на 86-м году жизни, холдинг ещё существовал. Однако смерть основателя стала началом распада холдинга, который был поделен между сыновьями и иными родственниками. Бывший грузчик и автослесарь Чон Чжу Ён оставил свой немалый след в истории Кореи, да и всего мира. Его воля, стремление к успеху любой ценой, а также неукротимая энергия были направлены на благие, конструктивные цели - на превращение страны третьего мира в индустриального гиганта.


Александр Пак, "Корё"
По материалам http://www.motorpage.ru и http://okoree.narod.ru/